ЦНТиПК / ИСТОРИЯ ЦНТиПК

ИЗ ИСТОРИИ ЦНТиПК

Республиканскому учреждению культуры, деятельность которого всегда была тесно связана с расцветом народного творчества, историей и культурой Республики Коми, поиском новых самобытных талантов, исполнилось 75 лет. Дом народного творчества был образован на базе Сыктывкарского Дома культуры имени А. С. Пушкина в соответствии с постановлением Президиума Исполнительного комитета Коми АССР от 20 мая 1937 года. Его основная задача заключалась в развитии художественной самодеятельности, оказании методической помощи руководителям самодеятельных кружков. Выявлению талантов и пропаганде всего лучшего в народном искусстве служили смотры, конкурсы, выставки, издания различных методических материалов, сборников песен самодеятельных авторов. В 1937 году проведена Областная Олимпиада самодеятельного художественного творчества, посвящённая 15-летию образования РеспубликиКоми, в 1938 году организован IРеспубликанский смотр художественной самодеятельности.

Великая Отечественная война затруднила, но не остановила работу Дома народного творчества, хотя её «чёрное крыло» коснулось всех сотрудников. В приказе от 18 августа 1941 года директор Дома народного творчества Анфим Иванович Костромин написал: «С сего числа в связи с мобилизацией в ряды Красной Армии освобождаюсь с работы и сдаю печать…».

Приказ от 18 августа 1941

В тяжёлом военном 1943 году была проведена Декада искусства. В 1949 годуДом народного творчества проводит республиканские смотры театральной художественной самодеятельности и народного изобразительного искусства. В 1952 году состоялся IРеспубликанский праздник песни. Два года спустя (в 1954 году) 30 лауреатов Всероссийского смотра художественной самодеятельности из Республики Коми получат возможность выступить на сценах Москвы. Среди них солист, впоследствии руководитель ижемского народного хора, самодеятельный композитор Г.В. Семяшкин.

В первом послевоенном 1946 году режиссёром драматического коллектива села Корткерос Н.М. Клермон был поставлен спектакль по пьесе Н. Дьяконова и С. Ермолина «ДомнаКаликова». Активно работают объячевский самодеятельный театр, нювчимский хор в Сыктывдинскомрайоне, хор села Глотово Удорского района.

В послевоенные годы деревня влачила полуголодное существование, многие клубы-избы не отапливались. Да и сам Дом народного творчества не имел своего помещения, располагаясь в полуподвальном помещении площадью 23 квадратных метра. Помогая возрождать самодеятельные коллективы, специалисты Дома народного творчества ездили по районам, добираясь до места, где на попутках, где пешком по бездорожью, получая за свой труд «гроши». Но стране нужны были быстрые и убедительные результаты, и Дом народного творчества, как и многие другие, подвергался критике. Методист Всесоюзного Дома народного творчества М. Таранов, посетивший Республику Коми в 1950 году, в своей статье «В стороне от жизни» в газете «За новый Север» сетует, что в 1949 году «Домом народного творчества отправлено в клубы всего 500 экземпляров репертуарных сборников пьес и песен», «…ещё в меньшем количестве рассылается национальный репертуар …».

В то же время нельзя не отметить, что государство активно заботилось о строительстве новых клубов и улучшении их работы. В 1946 году впервые публикуется Положение о государственном районном Доме культуры и государственном сельском клубе. Выходит в свет Постановление Совета Министров РСФСР, в котором предписывалось освободить клубные учреждения, занятые другими организациями, установить во всех районных Домах культуры стационарные киноустановки, обеспечить систематическую квалифицированную помощь районным Домам культуры со стороны Домов народного творчества.

В 50-ые годы возрастает роль Республиканского Дома народного творчества как методического центра художественного творчества. При нём формируется специальная библиотека с фондом литературы по различным жанрам и видам искусства, нотных и справочно-энциклопедических изданий, создаются театр народного творчества, концертная бригада.Проведение семинаров, курсов, конференций для руководителей театральных, хоровых, танцевальных кружков, баянистов становится одной из главных задач Республиканского Дома народного творчества на протяжении последующих лет. Одним из важнейших направлений становиться экспедиционная деятельность по сбору песенного, устного и танцевального фольклора. За хорошую работу по организации республиканских смотров сельской художественной самодеятельности директор Дома народного творчества И.Н. Суханов, впоследствии возглавивший Республиканский драматический театр, награждается Почётной грамотой Министерства культуры.

В 1966 году в связи с 50-летием Октябрьской революции был объявлен Всесоюзный смотр художественной самодеятельности. Это событие всколыхнуло все творческие силы республики. В смотре народных талантов участвовали художественные коллективы всех жанров. Лучшие из них приняли участие во Всероссийском зональном смотре в Москве.

Забота государства проявлялась и в других формах: шла неуклонная стандартизация клубов, строгая регламентация содержания и форм культурно-массовой работы. Жёсткие требования предъявлялись к репертуару, он должен был отражать «текущий момент», очередную кампанию – будь то борьба с «религиозными пережитками», повсеместное выращивание кукурузы, «животноводство – ударный фронт» и т.д.Дома народного творчества вынуждены были отслеживать соблюдение коллективами репертуара, перед каждым смотром на места направлялись обширные списки рекомендуемого репертуара для хоров, ансамблей и т.д. Но, несмотря на запреты, новые веяния всё сильнее завоевывали позиции в жанрах самовыражения: художественное слово, вокально-инструментальные ансамбли. Это было время рождения Клуба весёлых и находчивых. В 70-е годы в республике развивается бальная хореография. Значительный вклад в развитие этого направления внесла О.В.Юрьева, в паре с П.В. Шучалиным ставшая лауреатом Всероссийских конкурсов.

70-е годы – это время бурного развития агитбригад, единственного жанра народного творчества, которому нет аналога в профессиональном искусстве. В своих программах агитбригадчики бичевали нерадивых работников, отмечали успехи трудовых коллективов. Агитбригада «Вездеход» Троицко-Печорского Районного Дома культуры и «Факел» Корткеросского Районного Дома культуры становятся лауреатами многих конкурсов и фестивалей в Республике Коми и за её пределами.

В 70-е годы проводятся республиканские фольклорные фестивали (1972,1978 годы). Самобытное, истинно народное искусство фольклорных коллективов Республики Коми становится предметом изучения учёных, фольклористов, этнографов.

В 1971 году на VII Международном конгрессе в Москве выступает фольклорный коллектив «Чёрнышскиечипсанистки», несколько лет спустя в Кремлёвском Дворце съездов – фольклорный коллектив из селаКоптюгаУдорского района. В 1975 году массовый Республиканский праздник песни и танца впервые прошёл на столичном стадионе.

В эти годы возрастает интерес к изобразительному, декоративно-прикладному творчеству. Республиканскаяпрограмма «Гармония пользы и красоты», разработанная методистом Центра Г.В. Козловским сделала настоящий прорыв и дала мощный импульс для развития творчества народных мастеров и художников-любителей. Сформировалось интересное объединение художников «Серпас» (руководитель И.В. Земцова). Его участники – художники-любители и народные мастера, проживающие не только в Сыктывкаре, но и в других городах и районах республики.

При Центре создаётся фотоклуб «Парма», руководителем которого в течение многих лет был Сергей Зиновьев. Работы этого клуба неоднократно бывали на выставках за рубежом.

Активно развивается информационно-методическая деятельность. В 1978 году Дом народного творчества становится базой для проведения Всероссийской научно-практической конференции методистов региональныхДомов творчества по репертуару.

В 1979 году на базе Республиканского Дома народного творчества и методического кабинета клубной работы создаётся Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы. Формируются отделы, осваивающие новые направления: проведение социологических исследований, фольклорные экспедиции, формирование государственной статистики по клубной сети, создание новых типов учреждений, организация профессиональных смотров, таких как «Лучший молодой работник культуры села». Научно-методический центр принимает активное участие в формировании и становлении деятельности централизованных клубных систем, культурно-спортивных комплексов, новых типов передвижных клубных учреждений – агиткультбригад.

Кардинальные перемены в судьбу народного творчества внесла Перестройка. В первую очередь это отразилось на репертуаре. Снятие запретов, отмена цензуры дала возможность обращаться к тому, что прежде запрещалось. На любительской сцене зазвучала духовная музыка, в афишах любительских театров появилось много новых авторов, создавались новые любительские объединения.

В 80-е годы появились новые формы творческого взаимообмена – творческие отчёты городов и районов в столице Республики Коми – город Сыктывкар, творческие взаимоотчёты соревнующихся городов и районов. Многим самодеятельным коллективам присваиваются высокие звания «Народный», «Образцовый».

Новое время и демократизация общественной жизни обусловили внимание к проблемам, которые раньше замалчивались. В сферу деятельности Центра вошло почти незнакомое прежде художественное творчество особых социальных групп: ветеранов, инвалидов, творческих семей. Республиканские фестивали «Красная гвоздика», «Родники семейного счастья», «Смотри на меня, как на равного», организованные Центром, имели позитивный общественный резонанс и укрепили его авторитет.

В 1990 году путём реорганизации и слияния Научно-методического центра и Областного Дворца культуры профсоюзов был создан Республиканский (с 1994 года Государственный) Центр народного творчества.

90-е годы были для Центра народного творчества очень плодотворными. Он становится организатором общественных культурных акций, посвящённых 50-летию Победы, 75-летию образования Республики Коми, 600-летию успения Стефана Пермского, Дней РеспубликиКоми в городе Москва. Это период долгой и кропотливой работы специалистов Центра совместно с учёными, фольклористами по разработке и реализации республиканских программ возрождения и освоения традиционной народной культуры коми и других народов, живущих на территории республики. При Центре создаётся творческая лаборатория по традиционной народной культуре «Шондiбан». С участием специалистов Центра возрождаются забытые традиционные народные праздники: «Луд» – Ижемский район, «Речкoй»–Сыктывдинский район, «Гажа валяй» – Сысольский район и другие. По инициативе знатока коми фольклора, хормейстера и композитора Л. Д. Чувьюровой в 1991 году впервые был проведён праздник народного творчества с солнечным названием «Шондiбан», ставший затем традиционным.Выходит книга П.Чисталёва и И.Скляра «Коми народные танцы».

В 1994 году по инициативе Центра был реализован один из интереснейших проектов – конкурс молодых исполнителей эстрадной и народной песни «Юрган». Через этот конкурс пришло очень много талантливой молодёжи, которая в дальнейшем получила хорошее профессиональное образование. К примеру, десять участников-лауреатов и дипломантов в номинации «народная песня» закончили Академию имени Гнесиных.

В 1993 году по инициативе специалистов Государственного Центра народного творчества и народного мастера России В.Л. Торопова создан Союз мастеров, принявший в свои ряды 30 мастеров декоративно-прикладного искусства. Создание Союза мастеров положило начало ежегодной Республиканской выставке «Мастер года», которая стала одним из брендовых мероприятий Центра.

Опыт Государственного Центра народного творчества по организации Союза мастеров Республики Коми, его Устав, Положение о народном мастере, о коллекции «Золотой фонд» вызвали большой интерес в регионах России и активно использовались при подготовке подобных нормативных документов.

Центр постоянно экспериментирует, осваивая новые направления. При нём создается студия экспресс-рисования под руководством вуктыльского художника В.И. Вислоушкина.

Об успешной деятельности Государственного Центра народного творчества по развитию народного художественного творчества в эти годы свидетельствует тот факт, что он сталголовным учреждением Ассоциации центров финно-угорских регионов. Президентом этой Ассоциации многие годы была директор Государственного Центра народного творчества, заслуженный работник культуры Республики Коми В.И.Привалова. Статус «международных» получают фестивали фольклора, проводятся Дни родственных финно-угорских народов, праздники славянской письменности и культуры, рождается фестиваль «Многоцветье Республики Коми».

В 1991 годуприГосударственного Центра народного творчества создан базовый коллектив-хор«Русь Печорская», участниками которого стали уроженцы села Усть-Цильма, проживающие в городе Сыктывкар. Организатором и бессменным руководителем в течение многих лет была Н.А. Матвеева, лауреат премии Министерства культуры Российской Федерации «Душа России».

В 90-е годы Государственный Центр народного творчества становится организатором и исполнителем проектов народного творчества, предусмотренных республиканскими и государственными целевыми программами. Впервые в практике любительского движения учреждаются Государственные премии Республики Коми и для коллективов народного творчества. Их удостоены народный ансамбль песни и танца имени В. Чисталёва «Эжвасадзоридзьяс» села Усть-Кулом (1992 год), народный театр села Корткерос (1997 год), народный театр «Фантастическая реальность» города Сыктывкар (2002 год).

В 2002 году новым масштабным культурным проектом стал Межрегиональный фестиваль декоративно-прикладного искусства «Зарникияс» («Золотые руки»), в котором принимают участие мастера из многих регионов России, Финляндии.

С 2008 года в сотрудничестве с самодеятельным автором и композитором Н.А. Тюрниным проводится фестиваль современной коми песни «Сьыланкывкoд коля» («Остаюсь с песней»).

Большой вклад в развитие народного творчества внесли деятели культуры и искусства, на протяжении многих лет сотрудничающие с Центром: учёный-фольклорист П.И. Чисталёв;преподаватель кафедры Московского Университета культуры И.Г. Скляр; председатели Союза композиторов Республики Коми Я.С. Перепелица и М.Л.Герцман;руководитель народного хора имени В.Т. Чисталёва«Эжвасадзоридзьяс» села Усть-Кулом, основоположник Республиканского праздника самодеятельных коми композиторов «Василей» В.Я. Гущин; народная артистка Республики Коми, исполнительница коми народных песен Л.П. Логинова; руководитель образцового хореографического коллектива «Родничок» (город Воркута) Н.А. Чарикова; режиссёр народного театра села Объячево С.Ф. Чуркин; руководитель народного коллектива «Майбыръяс» (село Объячево) П.В. Шучалин; режиссёры Т.Е. Вырыпаева и В.М. Напалков; музыковед, член Союза композиторов Республики Коми А.А. Шергина; руководитель народного фольклорного коллектива «Зарава» (селоПажга) В.Д. Марсов, руководитель народного хора «Лысва войт» (город Ухта) Л.П. Розе; популярные самодеятельные композиторы Л.Д. Чувьюрова, М.И. Оверин, М.Е. Новосёлов.

В разные годы директорами Центра работали В.И. Мастеница, И.Н. Суханов, А.М. Амелин, В.П. Траханова, Л.Д. Жукова, А.Я. Пупышев, В.Ф. Коханчук, О.В. Юрьева, В.И. Привалова, Н.М. Бидник.С 2010 года его возглавляет Г.И. Кузнецова, опытный педагог и режиссёр, прошедшая путь от молодого специалиста до директора.

В любые годы деятельностиЦентра его сотрудники были дружной семьёй, верными своему призванию дарить людям радость, отдающими свои силы и способности любимому делу.Много лет в Центре проработали методист по народной хореографии, заслуженный работник культуры Республики Коми А.В. Носова; ведущий методист по репертуару Т.Г.Безносикова; заместитель директора Т.М. Левыкина; ведущий методист Е.Г. Вострых, талантливый сценарист, режиссёр, дипломант и призёр Всероссийских конкурсов; заведующий отделом декоративно-прикладного искусства Т.Д. Дубинина, автор и организатор Межрегионального фестиваля «Зарникияс», республиканских выставок «Мастер года», «Вышитая картина» и других; заслуженный работник Республики Коми Н.М. Бидник, вдохновитель и организатор конкурса «Юрган»;ведущий методист Л.В. Худяева, организатор внедрения в Центре компьютерных технологий; Н.М. Красавцева, возглавлявшая долгие годы Республиканский методический кабинет клубной работы и другие.

За последние годы Центр неоднократно реорганизовывался и менял своё название. С 2011 году он переименован в Государственное автономное учреждение культуры Республики Коми «Центр народного творчества и повышения квалификации». Основной целью его деятельности является сохранение нематериального культурного наследия, развитие традиционного народного художественного творчества и любительского искусства во всём многообразии жанров и этнических особенностей, удовлетворение потребностей населения в социально-культурной сфере и сфере дополнительного профессионального образования.

Для реализации поставленных задач в ГАУ РК «Центр народного творчества и повышения квалификации» созданы отделы: организации учебного процесса, традиционной культуры и самодеятельного художественного творчества, информационно-аналитической и издательской деятельности, технического обеспечения мероприятий, организационный, планирования и бухгалтерского учёта.

Сегодня учреждение является методическим центром и координатором для районных и сельских учреждений культуры, коллективов народного творчества. В зоне его методического обеспечения 380 учреждений культурно-досугового типа, в которых действуют 3516 клубных формирований, где реализуют свои способности и увлечения 47 тысяч человек, 105 коллективов носят звание «Образцовый» и «Народный». Для специалистов отрасли «Культура» организуются мероприятия по повышению квалификации и переподготовке кадров. Работает передвижная кафедра.

Ежегодно совместно с муниципальными образованиями проводится более пятнадцати республиканских, межрайонных, межрегиональных фестивалей, конкурсов, смотров, выставок. В Центре функционирует библиотека, формируется фото- и видеоархив, начато создание реестра объектов нематериального культурного наследия.Выпускаются различные информационные, сценарные и методическиеиздания, многие из которых стали лауреатами и дипломантами всероссийских смотров информационной деятельности региональных Домов (Центров)народного творчества. Сложилась система в информационно-методическом обеспечении районных и городских методических служб, налажено взаимодействие со средствами массовой информации.

Сегодня Центр на новом этапе развития, меняются структура и кадры, но неизменным остаётся одно – деятельность, направленная на сохранение и развитие уникальной и самобытной культуры Республики Коми во всём еёнациональном многообразии.

















 

ВСЁ О ЦНТиПК

 



^Наверх
 
Государственное автономное учреждение Республики Коми «Центр Народного Творчества
и повышения квалификации», 167987, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Советская,28, Тел.: 24-02-77;
E-mail: culturerk@mail.ruhttp://www.culturerk.narod.ru
Образовательное подразделение "Учебный центр",
167000, Республика Коми , г.Сыктывкар, ул.Ленина,63, Тел.: 24-30-44;
E-mail: umcppk10@mail.ruhttp://www.culturerk.narod.ru